3 апреля 2015 16656

Дело в шлеме! Топ-5 самых фантастических устройств виртуальной реальности

Oculus Rift 2.jpg 
Виртуальная реальность поразит ваше воображение

Еще несколько лет назад виртуальная реальность (virtual reality, VR) воспринималась как научная фантастика. Казалось, серия коммерческих неудач и технических ошибок, совершенных в 90-х годах, на заре возникновения индустрии, поставили на технологии жирный крест.

Но сегодня виртуальная реальность переживает второе рождение: это перспективный рынок, игроки которого заключают миллиардные контракты, стремясь обогнать конкурентов в разработке собственных VR-устройств.

Как работают шлемы виртуальной реальности?

Шлем виртуальной реальности создает иллюзию объемного изображения, используя стереоскопический эффект, — экран показывает разное изображение для правого и левого глаза.

Объемный звук и обзор на 360 градусов усиливает эффект присутствия даже без фотореалистичной графики. По ту сторону очков может быть видеоигра, тренировочный симулятор летчика или поверхность другой планеты. Сферы применения технологии ограничены только воображением. Например, исландская певица Бьорк выпустила клип, который можно посмотреть только через очки виртуальной реальности.

Oculus Rift


Oculus Rift 1.jpg

Новейшая история виртуальной реальности началась с Oculus Rift. В 2012 году изобретатель Палмер Лаки основал компанию Oculus VR, которая первоначально финансировалась на Kickstarter. Технологией виртуальной реальности заинтересовался создатель легендарных игр Doom и Quake Джон Кармак, который стал настоящим евангелистом Oculus, а затем и вовсе перешел в компанию на постоянную работу.

Oculus VR собрала 2,5 млн долларов всего через месяц после старта кампании, с тех пор проект не просто развивался сам по себе, но и подтолкнул к развитию всю индустрию виртуальной реальности. Шлемом Oculus заинтересовались ученые NASA, британские военные и даже порнопродюсеры — сфера применения виртуальной реальности оказалась безграничной.


Так выглядит игровой процесс Skyrim в Oculus Rift, Cyberith Virtualizer и Wii Mote

Оценив ослепительные перспективы новой реальности, компанию Oculus VR приобрел Марк Цукерберг за 2 млрд долларов. Эта сделка вызвала шквал возмущения среди пользователей. Главу Facebook обвинили в желании загубить разработку, однако он открещивается от всех обвинений. По словам Цукерберга, он лишь собирается ускорить эволюцию Oculus и расширить область применения шлема.

Как бы то ни было, после двухмиллиардной сделки остальные IT-гиганты резко пересмотрели свое отношение к технологии виртуальной реальности. Началась настоящая гонка вооружений: HTC, Sony, Samsung, Razer и многие другие анонсировали собственные разработки.

HTC RE Vive

Vive 1.png

Фото сайта theverge.com

Шлем виртуальной реальности Vive был представлен в начале марта на Mobile World Congress 2015. Устройство разрабатывается компаниями HTC и Valve и поступит в продажу уже в конце этого года.

Пока Sony и Oculus находятся на различных стадиях разработки, Vive уже полностью готов. Шлем использует два экрана с разрешением 1280 на 1000 пикселей и частотой 90 кадров в секунду.

Кроме того, создатели Vive решили проблему управления — шлем оснащен системой трекинга Steam VR, покрывающей площадь 5 на 5 метров, и двумя беспроводными контроллерами. Движение головы отслеживают гироскоп, акселерометр и лазерный сенсор.

Разработчики игр и приложений получат доступ к устройству еще до конца весны.

Впрочем, по словам создателей, устройство предназначено не только для компьютерных игр. Оно будет поддерживать и другие разновидности контента — например, сериалы HBO. Да-да, пользователи Vive смогут окунуться в мир Вестероса с головой.

Project Morpheus

Project Morpheus 1.jpg
Фото сайта engadget.com

В 2014 году в Сан-Франциско компания Sony представила свой прототип шлема VR под названием Project Morpheus. Спустя год компания назвала дату выхода устройства — он поступит в продажу во второй половине 2016 года.

Project Morpheus — эксклюзивная разработка специально для PlayStation 4. Шлем использует 5,7-дюймовый дисплей с разрешением 1920 на 1080 пикселей и частотой обновления 120 Гц. Устройство управляется с помощью PlayStation Camera и контроллера PlayStation Move.

Репортер сайта theverge.com тестирует прототип Project Morpheus

Насчет контента можно не волноваться: Sony как никто понимают важность создания большого количества игр для продвижения устройства. На сегодняшний день ни одна игра для шлема пока не анонсирована, но разработчики Project Morpheus утверждают, что компания тесно сотрудничает с Epic Games (серии Unreal Tournament, Gears of War), Crytek (Crysis, Far Cry), а также с разработчиками Unity 3D и 3ds Max.

Samsung Gear VR

Samsung Gear VR 1.jpg
Фото сайта theverge.com

В отличие от конкурентов Samsung уже выпустила шлем виртуальной реальности в продажу.

Компания позиционирует Gear VR как доступное решение — устройство стоит всего $199. Такой низкой цены удалось добиться благодаря тому, что в качестве экрана Gear VR может использовать Samsung Galaxy Note 4 или Samsung Galaxy S6. Логично, что Gear VR приобретут именно обладатели этих смартфонов, иначе придется доплатить $700 – $800, сведя на нет «доступность» устройства.

Ролик демонстрирует возможности Samsung Gear VR

Потенциально сфера применения Samsung Gear VR не ограничена ничем: посещение концерта на другом конце света, прогулка на другой планете, симулятор повара или «присутствие» на родах ребенка на расстоянии 4000 километров. Но на деле, как справедливо отмечают рецензенты IT-изданий, контента для Gear VR все еще очень мало, а значит, с покупкой можно не торопиться.

Razer OSVR


Razer OSVR 1.jpg

По техническим характеристикам Razer OSVR можно легко спутать с Oculus. Однако, в отличие от Oculus, разработка Razer изначально создавалась с открытым исходным кодом и предназначена для самых смелых экспериментов с виртуальной реальностью.

Эдакий Linux от мира VR.

Генеральный директор Razer Мин-Лян Тан называет свое устройство «Android от виртуальной реальности».

OSVR поддерживает несколько игровых движков (разрабатываются плагины для Unreal Engine 4 и Unity 3D Engine), а также дисплеев. Это позволяет создать игру, например, на Unity, портировать ее на различные устройства и оптимизировать для каждого из них.

Ролик, объясняющий вклад Razer OSVR в индустрию

В работе над OSVR с Razer сотрудничают десятки компаний: Leap Motion, Virtuix, International Game Developers Association и другие. OSVR Hacker Dev Kit поступит в продажу в июне этого года по цене $199 за устройство (что на $150 дешевле Oculus Dev Kit). Однако Razer не стремится сделать OSVR хитом продаж, а лишь делает вклад в будущее. Низкая цена позволяет привлечь талантливых разработчиков, дизайнеров и умельцев-самоучек.

В теории, с помощью этого инструмента они смогут развить технологию виртуальной реальности и сделать ее мейнстримом.

Что дальше?

Виртуальная реальность — интересная штука. В теории, возможности этой технологии не ограничены ничем. Но на практике она пока может похвастать лишь сырыми прототипами, техническими демо и впечатляющими рекламными роликами. Многие технические проблемы еще не решены, а контент находится на разных стадиях разработки, каждая из которых далека от финальной.

Кроме того, отношение компаний к развитию технологии настораживает — слишком многое (особенно по части контента) перекладывается на плечи пользователей и энтузиастов.

Станет ли виртуальная реальность частью нашей жизни или лопнет как мыльный пузырь, оставив лишь разочарование и многомиллиардные убытки? Скоро узнаем.

Комментарии

4
Оставьте комментарий!
Владимир Горячев 12 мая 2015 в 14:48 #
Чем дальше, тем меньше веры в то, что технология станет прорывной. Разработка затянулась, ажиотаж затихает, единоличного лидера нет, понимания зачем это надо - тоже. Хочется ошибаться, но кажется в ближайшее время эти шлемы так и останутся исключительно на специальных стойках в торговых центрах.
Антон Тарасов 12 мая 2015 в 15:59 #
А я думаю, вот-вот выстрелит. Опасения есть, но в деле серьезные деньги и гигантские корпорации.
Владимир Горячев 12 мая 2015 в 16:55 #
в деле умных часов тоже были серьезные корпорации, но пока не пришло большое яблоко, они так и оставались игрушкой для очень узкой прослойки людей
Антон Тарасов 12 мая 2015 в 17:42 #
Надеюсь, кто-то из перечисленных в статье корпораций станет «Apple» виртуальной реальности.