Комфорт или приватность?
Частная жизнь неприкосновенна. Этот постулат лежит в основе ценностей, охраняемых законом многих развитых и развивающихся стран мира. Но часто ли вы думаете об этом, когда быстро пролистываете лицензионное соглашение при установке ПО или регистрируетесь на сайте очередного магазина? Каждое действие пользователя отслеживается, протоколируется и анализируется. Нет, не спецслужбами, а алгоритмами, которые изучают нас и относят к той или иной группе. Основная цель этого — персонализировать рекламную кампанию и извлечь максимальную выгоду из массива полученных данных.
Еще в 2012 году Михаил Косински — профессор факультета организационного поведения Стэнфордского университета — опубликовал исследование, основанное на анализе профилей и лайков пользователей Facebook. По данным исследования, на базе 68 лайков можно с вероятностью 88% определить сексуальную ориентацию человека и с точностью до 95% — цвет кожи. На основе 150 лайков можно узнать о человеке больше, чем его родители.
Сегментация пользователей позволяет запускать персонализированные рекламные кампании и с большей вероятностью добиваться покупки определенных групп товаров. С одной стороны, это удобно: предприниматели повышают продажи, а пользователи получают актуальные предложения. Но рекламодатели могут быть слишком навязчивы. Агрессивная политика продвижения некоторых компаний граничит с вторжением в частную жизнь. Более того, никто не застрахован от утечек, поэтому чем больше данных хранится и обрабатывается различными ресурсами, тем выше риск того, что они будут интересны злоумышленникам.
Даже корпорации иногда бессильны против киберпреступников. В последнее время многие крупные компании стали жертвами вымогателей. Это еще раз подчеркивает важность осознанного отношения к приватности в сети.
Цифровая личность и котики
Базовые представления работы рекламных алгоритмов должны быть у каждого пользователя, поэтому попробуем разобраться на котиках.В качестве примера рассмотрим пользователя смартфона на Android. Каждый его поисковый запрос «чем кормить кота» или «котенок не спит по ночам» запоминается и используется для показа рекламы. Клики по рекламным ссылкам, длительность пребывания на той или иной странице — алгоритмы собирают и анализируют абсолютно все.
Перемещения пользователя тоже отслеживаются с привязкой ко времени. Если он поедет за котенком в соседний город, скорее всего, на следующий день увидит баннеры с выгодными предложениями купить там две пачки корма по цене одной.
Пользователь смотрит видео о воспитании котенка на YouTube? И это тоже обязательно будет записано и использовано против него для персонализации рекламы.
Но и на этом сбор данных не заканчивается. Допустим, пользователь познакомился на форуме о котах с девушкой, у которой тоже смартфон на Android. Пригласил ее в кино, проводил домой, зашел попить чаю, и закрутилось: все данные об их взаимодействии используются для повышения эффективности рекламных кампаний. Вряд ли кому-то хочется такого вмешательства в личную жизнь.
Чем больше сервисов одновременно собирают и анализируют данные, тем четче формируется портрет пользователя за счет накопления статистически значимого массива информации. Вспомните 150 лайков из предыдущего раздела.
Цифровая гигиена: мойте руки и не разбрасывайте данные
Придерживайтесь простых правил цифровой гигиены, которые помогут сохранить приватность в сети и предотвратить бесконтрольный сбор персональных данных.- Купите отдельную сим-карту для регистрации на сайтах и сервисах. Она поможет очистить цифровое пространство от рекламных предложений.
- Заведите отдельную почту для неважных ресурсов. Также можно использовать сервисы по созданию временного ящика для входящей почты.
- Не стоит указывать настоящее имя, если это возможно. С каждой регистрацией на форумах о котиках или прохождением шуточного теста «Какой ты вискас?» мы становимся уникальнее. Это значит, что нас все проще идентифицировать среди миллиарда пользователей сети.
- Особенно осторожными нужно быть с сервисами госуслуг и банков. Конечно, в подобных аккаунтах нельзя использовать фейковые данные, однако следует серьезно отнестись к защите доступа: установите надежный пароль и включите двухфакторную аутентификацию. Утечка доступа к таким сервисам может привести к серьезным юридическим последствиям и финансовым потерям.
- На смартфоне используйте комплексные сервисы защиты приватности, которые обеспечивают защищенное VPN-подключение к сети и блокируют отслеживание. Эти меры обезопасят личные данные.
- Важно предусмотреть защиту от фишинговых атак, цель которых — выманить приватную информацию о пользователе и его счетах. Используйте комплексное антивирусное решение с функцией «Антифишинг» и тщательно анализируйте любой запрос персональных данных.
Комментарии